СВЯЩЕННОМУЧЕНИК СЕРГИЙ КУДРЯВЦЕВ (2/15 декабря, †1937)

Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 21 августа 2007 года в состав Собора святых новомучеников и исповедников Российских было включено имя протоиерея Сергия Кудрявцева, погибшего в годы богоборческих гонений.

Святой священномученик Сергий родился 1 июля 1881 года в селе Фряново Богородского уезда Московской губернии (ныне в Щелковском районе Московской области). Он был вторым ребенком псаломщика фряновской Иоанно-Предтеченской церкви Димитрия Федоровича Кудрявцева.

В семье Кудрявцевых, кроме Сергея, было еще трое детей: сыновья Николай и Алексей и дочь Мария. Старший брат священномученика Сергия, Николай Дмитриевич, родился в 1876 году. В 1911 году он был рукоположен во диакона на место своего ставшего священником брата, год спустя — во иерея. В 1930 году он был отправлен в ссылку в Северный край. Последний раз о. Николай был арестован 19 апреля 1937 года в селе Строилово Демянского района Ленинградской области. 20 сентября 1937 года Особая Тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Четыре дня спустя иерей Николай взошел на свою Голгофу.

Мария Дмитриевна родилась в 1882 году. В 1902 году она вышла замуж за выпускника Перервинского духовного училища Михаила Михайловича Никологорского. После венчания Михаила и Марии Дмитрий Кудрявцев ушел за штат, оставив свое место зятю. В 1920 году Михаил Никологорский принял священный сан. 5 декабря 1937 года он был арестован и 7 декабря тройкой НКВД приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. 2 марта 1938 года он погиб в лагерях Беломорканала. Иерей Михаил и его двоюродный брат, протоиерей Алексий Никологорский, казненный 27 ноября 1937 года в ржевской тюрьме, прославлены Православной Церковью в лике святых новомучеников Российских.

О судьбе младшего брата св. Сергия, Алексея Дмитриевича, известно только то, что в 1937 году он был жив и работал бухгалтером в совхозе на станции Ногинская на Северном Кавказе.

Придя в возраст, Сергей Дмитриевич поступил в Московскую Духовную семинарию. В 1902 году он был уволен из 5-го класса семинарии, после чего состоял помощником учителя в Воскресеснской, на Шоше, церковно-приходской школе, Клинского уезда; а затем перемещен на должность учителя в Ермолинскую церковно-приходскую школу. В 1905 году он был определен на вакансию псаломщика в погост Нерский, Бронницкого уезда Московской губернии, а в 1908 году рукоположен во диакона к Богородице-Рождественской церкви села Анискина Богородского уезда. Жена о. Сергия, Екатерина Ивановна (в девичестве Павлова), происходила из крестьянской семьи. У них родилось четверо детей: дочь Ольга и сыновья Борис, Николай и Василий.

Член Московской Духовной консистории протоиерей Сергий Модестов в 1911 году, когда решался вопрос об иерейской хиротонии Сергия Кудрявцева, записал в его характеристике: «Поведения весьма хорошего».

19 июня 1911 года диакон Сергий был рукоположен во иерея и определен на место второго священника в тот же храм села Анискина, в котором служил диаконом. На его место во диакона был рукоположен его родной брат Николай. Иерейскую хиротонию святого Сергия совершил приснопамятный Владыка Трифон (Туркестанов; †1934), епископ Дмитровский, викарий Московской епархии. 26 июля, по прохождении о. Сергием священнической практики, святой священномученик Владимир, митрополит Московский и Коломенский (†1918), выдал ему ставленническую грамоту.

С началом в июле 1914 года войны между Россией и Германией о. Сергий был направлен на фронт. К приходскому служению он вернулся в 1916 году, получив назначение в Космо-Дамиановскую церковь села Кузьмино Серпуховского уезда Московской губернии. С 1924 года состоял священником при Успенской церкви села Шматова Серпуховского округа Московской области. О служении в Шматове о. Сергий позже вспоминал так: «…в год получал всего доходу 350 р<ублей>, кроме этого прихожане зная свой приход, его несостоятельность, давали кроме этого дохода еще и продовольствие муки в год пудов 15-20 и картофелю мер 30-40».

В 1930 году община верующих с. Анискина испрашивает на служение в местном приходе своего прежнего священника, и с 25 июля о. Сергий становится настоятелем Богородице-Рождественского храма.

Около 1934 года о. Сергий, попав под действие указа о «101-м километре», переезжает в город Киржач Ивановской промышленной области (ныне во Владимирской области). Видимо, тогда состоялось знакомство о. Сергия с приснопамятным Владыкой Николаем (Парфёновым; †1939), епископом Аткарским, викарием Саратовской епархии, отбывавшим в Киржаче очередную ссылку. Мы можем лишь предполагать, что произошло в Киржаче, но, наверное, под влиянием прозорливого старца-святителя о. Сергий принимает решение ходатайствовать о переводе в Саратовскую епархию. В документах этого периода он упоминается уже в сане протоиерея, но точная дата получения им этой награды неизвестна.

Получив назначение из канцелярии Патриаршего Местоблюстителя митрополита
Сергия (Страгородского), о. Сергий вместе с сыном Николаем переезжает к месту своего последнего служения — в город Хвалынск Саратовской области. Протоиерей Сергий был назначен настоятелем храма в честь Воздвижения Креста Господня.

  27 ноября 1937 года протоиерей Сергий Кудрявцев был арестован Хвалынским РО УНКВД и препровожден в Вольскую тюрьму. При обыске у него был изъят паспорт, два послужных списка, 15 крестиков, 10 «разных молитвенных книг», иерейское облачение, около 400 рублей денег и дореволюционное удостоверение личности «с маркой царья Николая».

На следующий день новомученик был допрошен (сохраняем орфографию подлинника):

— Вы арестованы за проведение антисоветской агитации. Признаете Вы себя в этом виновным?

— Антисоветской агитации я не проводил и виновным себя не признаю.

— Вы являетесь участником контрреволюционной группы церковников. Так это?

— О существовании контрреволюционной группы церковников мне ничего не известно и участия моего в ней нет.

— В первом Вашем ответе Вы дали круг знакомства лиц которые являются участниками контрреволюционной группы церковников, Вы тоже имеет с ними связь. Следствие требует от Вас правдивых показаний?

— Я говорил правду, что о существовании контрреволюционной группе мне ничего не известно.

— Расскажите что Вам известно о проводимой антисоветской агитации вышеуказанными лицами?

— Возможно они и проводили антисоветскую агитацию, но мне не приходилось слышать.

— Вы в своих показаниях дали неправду Следствию. Членом контрреволюционной группы церковников Вы являетесь, антисоветскую агитацию провадил. Следствие требует от Вас правдивых показаний?

— Еще раз подтверждаю, что я агитаци не проводил. С моих слов записано верно, и мною прочитано.

На втором допросе, состоявшемся 4 декабря, следователь вновь требовал от новомученика признательных показаний:

— Следствием установлено, что Вы будучи участником контрреволюционной группы церковников, совместно проводили антисоветскую агитацию, клеветали по отношению политики партии ВКП (б) и Соввласти. Признаете Вы это?

— Не признаю, участником контрреволюционной группы я нет был и виновным себя в антисоветской деятельности не признаю.

— На протяжении следствия Вы скрывали проводимую Вами антисоветскую агитацию. Намерены ли Вы довать правдивые показания?

— Я говорил провду, других показаний дать не могу.

Всего по «делу хвалынских церковников» было арестовано 28 человек. 10 декабря 1937 года в заседании судебной тройки при Управлении НКВД по Саратовской области двадцать фигурантов дела были приговорены к высшей мере наказания, остальные восемь человек — к 10 годам лишения свободы. Рядом с именем святого Сергия в смертном приговоре стоит пометка: «Вел к/р высказывания на соввласть, что она притесняет религию».

 Смертный приговор всем страдальцам был приведен в исполнение 15 декабря 1937 года в городе Вольске. В тот же день в Вольске были казнены еще 11 человек, арестованных по «церковным» делам в самом Вольске и селах Вольского округа. Они были погребены в безвестных братских могилах. 

                                                                       В статье использованы материалы сайта www.vocerkovlenie.ru 

 

Тропарь, глас 1:

Смирением и кротостию украсився, / преподобному Сергию тезоименит сый, / мужески на войне и добре в мире подвизався, / напоследок даже до крове от безбожных пострадал еси. / Сего ради мученический венец стяжав, / велие дерзновение имееши ко Господу, / отче священномучениче Сергие, // моли Христа Бога спасти души наша.

Кондак, глас 2:

Яко смиренный Христов служитель, / гонения, заточение и убиение от богоборцев претерпел еси. / Мученическими же кровьми яко царскою багряницею украшен, / с лики новомученик Российских Престолу Божию предстоиши. / Темже, отче наш Сергие, / моли, Егоже преискренне возлюбил еси, / еже нам в вере Павославней утвердитися / на недвижимем камени Христовых заповедей // и спастися душам нашим.


Назад к списку